veloamator ([info]veloamator) пишет в [info]kitchen_nax
@ 2006-08-22 11:25:00

Предыдущая запись  В избранное!  Share this!  Отслеживать  Пометить как материал для взрослых  Следующая запись

Для общего развития, хорошая книга
Марина Тимашева: Спектаклем «Как я съел собаку» Евгений Гришковец напомнил о том, насколько разнообразны гастрономические пристрастия жителей Земли. И если бы издали по образцу «Мифов народов мира» такую же строго научную энциклопедию «Кухни народов мира» - боюсь, многие домохозяйки не стали бы её читать. Экая гадость эта ваша заливная саранча! Но историк Илья Смирнов не домохозяйка, и книгу Марии Добровольской «Человек и его пища», вышедшую в издательстве «Научный мир», он дочитал до конца, кажется, не без удовольствия.



Илья Смирнов: Действительно. Например, рецепт: «традиционное кушанье испанской кухни – мясо вороны, несколько дней пролежавшее в земле. Ферментированные ткани приобретают удивительный синий оттенок». А если серьёзно, книга доктора исторических наук Марии Всеволодовны Добровольской, .конечно, не энциклопедия. Для такого проекта - «Кухни народов мира» - нужно задействовать серьёзный институт и богатое издательство. Вообще-то стоило бы! Мария Добровольская справедливо отмечает особую роль «пищевого фактора» в «становлении вида Homo sapiens». Дело ведь не только в физическом выживании. Вот один из героев книги: верхнепалеолитический охотник-собиратель. Приходя на новое место, он выбирал из возможных пищевых стратегий: мясной стол или комплексный обед, включающий много растений и беспозвоночных. И, тем самым, выбирал модель отношений со средой, историю будущих болезней для себя и своих детей, тип культуры, включая эстетику, в общем, выбирал судьбу.

В книге удачно выделен ряд таких узловых моментов. А начинается она со времен, когда и истории-то, собственно, никакой не было, одна зоология - с рациона жёлтых павианов и гривистых ревунов. Автор показывает, что всеядность – одно из великих эволюционных преимуществ, обеспечивших стремительный рывок рода Homo, наряду с уникальным манипулятором (свободная верхняя конечность), ну, и с групповой организацией жизни мохнатых предков. Причём – внимание! – те ветви нашего родословного дерева, которые уклонялись в сторону пищевой специализации, однообразного рациона – они раз за разом оказывались тупиковыми. Например, мясоеды неандертальцы. Кстати, любопытная гипотеза о возможной связи охотничьих навыков с погребальными обрядами, зафиксированными впервые как раз у неандертальцев (и триллер на эту тему мог бы получиться неплохой).

Отдельный сюжет - общества морских побережий, оставившие о себе память в виде грандиозных раковинных куч. Они процветали в условиях – кстати, о глобальном потеплении - когда «температуры, вероятно, на 10 градусов превышали современные зимние и на 5 градусов летние», и сыграли в общем прогрессе весьма важную роль: «рыбная ловля в лагуне, …как и собирательство моллюсков… не требуют большой физической силы и значительных навыков… Эти виды получения ценной белковой пищи чрезвычайно важны… с точки зрения общественной жизни (более независимое и благополучное положение женщин, детей, людей пожилого возраста)»

Как видите, подход автора строго объективный, как водится у археологов, которые материалисты по природе своего ремесла. Тем обиднее отдельные вкрапления новейшей гуманитарной «учёности». Например, утверждение на странице 67, что «культура (в широком смысле этого термина) человека настолько феноменологична, что характеристика общих закономерностей зачастую становится пустой бессодержательной абстракцией». Культура в широком смысле - весь значимый опыт человеческой деятельности. Таким образом, представлен к ликвидации ряд почтенных наук, например, история. Вряд ли автор к этому призывает, потому что на следующих страницах замечательно раскрывает как раз общие закономерности развития культуры.

Слава богу, чужеродных «феноменологических» вкраплений в книге очень мало. Возвращаясь к её основной проблематике, задумаемся вот о чём: насколько обосновано привычное словосочетание "о вкусной и здоровой пище"? Понятно, что в глубинной первооснове пищевых пристрастий лежат реальные физиологические потребности организма. Но порою они деформируются самым разрушительным образом. Здесь особый интерес представляет параграф о соли. Обычной поваренной. Оказывается, солонка присутствовала на нашем столе не всегда, это завоевание неолита, когда керамика позволила варить мясо или рыбу и резко «увеличилась доля растительной пищи», действительно, бедной солями. Ну, и консервирование, сформировавшее привычку к избыточной концентрации хлорида натрия. Результат потрясающий. «Судя по физиологическим потребностям, суточная норма соли составляет не более одного грамма». А теперь, отложив научную книгу Добровольской, я процитирую более популярную «Книгу о вкусной и здоровой пище», издание 8: «Ежедневно мы потребляем 7 – 15 г. поваренной соли: 3 – 5 г. содержится в натуральных пищевых продуктах; 3 – 5 г. в хлебе и ещё 3 – 5 г. используют при кулинарной обработке и за столом и для подсаливания». То есть рекомендуется многократное превышение, а не десерт гипертоническая болезнь, остеопороз и прочее. Наверное, не мешало бы нам и за обеденным столом не забывать, что мы «сапиенс» – и делать выводы из исторического опыта предков, благо он нам становится доступен благодаря работам таких замечательных исследователей, как Мария Добровольская.


(36 комментариев) - ()


[info]mad_crab
2006-08-22 11:19 am (local) (ссылка) Отслеживать
При всём уважении к автору книги не могу не отметить , что данные о питании людей в эпоху неолита вряд ли могут быть достаточно полными и достоверными хотя бы в силу малочисленности людей в то время , их очень часто кочевого образа жизни и как следствие отсутствия кухонных куч как таковых и отсутствия письменных источников. Если же брать данные антропологов и этнографов ,окажется,что "примитивные" племена получают довольно много соли с пищей .Взять хотя бы австралийских аборигенов-они устриц и прочую морскую живность перед приготовлением не отмачивают , едят прямо на месте сырьём ,при этом неизбежно получают хорошую порцию NaCl из морской воды. Согласно Миклухо-Маклаю ,папуасы сушили принесённые океаном куски древесины ,сжигали её и ели пепел именно ради соли.
Потом , говорить о человеке эпохи неолита как об однородном явлении не совсем корректно - люди жили в местах с разным климатом , часто кочевали , состав пищи был очень разный в зависимости от места и от времени года .

[info]pvivax
2006-08-22 02:13 pm (local) (ссылка) Отслеживать
Чессно слово, я с вас тащусь. Не разбираясь в большинстве вопросов вы лезете со своим непререкаемым мнением во все дыры. Этакий академик кислых щей. Прочитайте книги обсуждаемого автора, и узнайте, на основании чего делаются выводы о продуктах питания неандертальцев и кроманьонцев, и наверное с удивлением узнаете, что мусорные кучи в этом вопросе не главное. Ну и логическая нестыковочка у вас, из-за незнания предмета - как раз из-за малочисленности населения первобытных человеков очень легко составить перечень продуктов, входивших в их меню. Более того - открою страшную тайну, современные научные методы позволяют определить, какие продукты преобладали в питании наших предков индивидуально.

Ну и про аборегенов австралийских прям так картина перед глазами - центр буша, Бурумба ты куда собрался? Да вот решил пару десятков дневных переходов до моря сделать, устриц живьем поесть, и другую живую морскую. -Ух ты какой молодец, и правильно, оно того стоит, только смотри с вином без фанатизма.

(36 комментариев) - ()


[ В начало | Новая запись | | | Войти/Выход | Поиск | Аккаунт | Карта сайта ]