Отсталый Деревенщина ([info]tiger_bab) пишет в [info]kitchen_nax
@ 2010-02-18 09:46:00

Предыдущая запись  В избранное!  Share this!  Отслеживать  Пометить как материал для взрослых  Следующая запись

Метки данной записи: Еда в изо, Потрындеть, Провокация

Два мира - два образа жизни?
Будучи связанным в некотором роде с живописью, обратил внимание на некоторую странность. А именно - понятия "еда" и "русская живопись" вызывают довольно мало ассоциаций. В основном это всем известный "Завтрак аристократа" да маловразумительное "Земство обедает". В то же время "еда" и "зарубежная живопись" порождают целые лувры визуальных образов, один другого аппетитнее. Чем вызвана такая скудость кулинарной тематики в русской живописи? Недостаточно разнообразным рационом (и, соответственно, застольными традициями)? Или причина здесь какая другая?
Я бы подметил нечто подобное и в литературе, да поюсь быть погребенным под лавиной цитат из Чехова и Гиляровского.
картинка для привлечения внимания




1-я страница из 2
<< [1] [2] >>

(363 комментария) - ()


[info]ghyta_0gg
2010-02-18 02:49 pm (local) (ссылка) Отслеживать
А примеры обильного стола в западной живописи?
Если натюрморты, так это специфика голландцев...
После них ассортимент на натюрмортах и на Западе стали лаконичным, чтобы не сказать скудным.

А навскидку -- Любительница абсента Пикассо или там фрукты у Сезанна... Завтрак на траве... Где особое изобилие?
Не богаче чем у наших...
(Эх, к слову, жаль ранние работы Акопа Акопяна сгорели... У него был совершенно гениальный натюрморт с вареной курицей и яйцами. Теперь только на изданной подборке открыток-репродукций найти можно... А у меня она пропала :()

С другой стороны -- посмотреть офорты а-ля рюсс к разным сказкам (да, графика, ну и что?) -- финальные свадебные пиры.
Там ого, какое изобилие!
(Вот сканировать лень... Просто посмотрите разные издания русских народных сказок за 60--70-ые годы, особенно небольшими отдельными книжками -- иллюстраторы там прекрасные, не халтурщики, художники высший класс!)
:)
Re: А примеры обильного стола
[info]ghyta_0gg
2010-02-18 03:20 pm (local) (ссылка) Отслеживать
Пиросмани я не забывала ни на минуту.
Вы противопоставляете русскую живопись западной (а грузинская -- ни та, ни другая, как правда и Акопян, его очень люблю просто).

Пиросмани -- рисовал на клеенках, да, гениальный примитивист (в солнечной Грузии)... И тема еды для него была всегда очень актуальна.

Ну, так если посмотреть всякие клееночные шедевры купленные на базарах -- там тоже обнаружится изобилие то еще!
Другое дело -- качество.
Пиросмани был один, а творцов китча -- много.

И повторюсь -- если не изображается специально пир -- художник часто предпочитает лишь обозначить присутствие еды на полотне, чтобы не отвлекать внимания от лиц персонажей.
Единичные образчики противного как с одной, так и с другой стороны, ничего тут не докажут.

Утверждение "русский народный стол был скуден" если чем и доказывается, то никак не апелляцией к живописи и сравнением картин, создававшихся в разные исторические эпохи, в периоды развития разных художественных стилей, с разными идеологическими задачами, в условиях разной моды и вкусов публики...

(363 комментария) - ()


1-я страница из 2
<< [1] [2] >>


2-я страница из 2
<< [1] [2] >>

(363 комментария) - ()


[info]ghyta_0gg
2010-02-19 02:02 am (local) (ссылка) Отслеживать
== Не знаю, чего все так болезненно восприняли этот пост. ==

Могу сказать лишь за себя :)
Сначала я восприняла его совершенно спокойно и отвечала в русле информативного обмена мнениями.
Но когда топикстартер, на мои слова ""Утверждение "русский народный стол был скуден" если чем и доказывается, то никак не апелляцией к живописи и сравнением картин, создававшихся в разные исторические эпохи..." и пр., заявил: "да собственно сам пост - о живописи, а не о том, как Вы пишите, что "русский народный стол был скуден" " -- при том, сколько раз он в комментах демонстративно (и довольно-таки монотонно) отвечал на самые разные ответы, аргументы и примеры: "скуден русский стол" --
http://community.livejournal.com/kitche n_nax/3703435.html?thread=126986635#t126 986635
http://community.livejournal.com/kitche n_nax/3703435.html?thread=127013003#t127 013003
http://community.livejournal.com/kitche n_nax/3703435.html?thread=127035275#t127 035275
http://community.livejournal.com/kitche n_nax/3703435.html?thread=127003787#t127 003787
http://community.livejournal.com/kitche n_nax/3703435.html?thread=127013515#t127 013515
http://community.livejournal.com/kitche n_nax/3703435.html?thread=127018891#t127 018891
-- на меня пахнУло аммиачным душком провокации. Не самой плохой провокации, но тем не менее.
А я их не люблю, ничего не могу с собой поделать, и меня некоторым образом заело.

При том еще, что, как я тут уже написала, автор поста крайне избирательно видит русскую и западную живопись и сравнивает несравнимое, имхо.
Re: а изображений алкоголя- по пальцам пересчитать
[info]pistacchio
2010-02-19 12:03 pm (local) (ссылка) Отслеживать
Ну...Я даже растерялась. Выражение "по пальцам пересчитать" не относится к описанию способа математического исчисления. Это просто фигура речи. Потаенный смысл которой означает: малое, незначительное количество.
======================================== =============================
"или если на картине нет бутылки с водкой - то и темы алкоголизма как-бы нет? картина "Не пущу" уже в пальцы не входит?"

А вот тут вы меня сразили: а что, если на картине есть бутылка водки, то это тема алкоголизма так раскрывается автором?))) Я вообще не говорила про тему алкоголизма в живописи русских художников.( Бред какой-то, звучит как выдержка из брошюрки "Общества трезвости").)))Я всего лишь поинтресовалась, отчего алкоголепотребление, будучи весьма заметным и популярным средством провождения досуга русского человека, так мало представлено ,по сравнению с тем же самым чаепитием, в живописи. Вы утверждаете обратное, мол, много и качественно отображена эта сторона жизни. А картин приводите всего две. Причем, одна из них, дейсвительно про пьянство, но бутылок там не видно- выпил уже, понятно, а вторая с бутылками, но не про пьянство, насколько мне видится.)
По моему мнению, бутылка со спиртным на картине- не обязательно про пьянство, собственно ваш пример с картиной "Не пущу" блистательно доказывает это. Просто мне подумалось, что, возможно, была какая-то внутренная цензура у авторов, а возможно и не только внутренняя. Я тогда не жила, не знаю.
Возвращаясь к вашему вопросу про то, почему так скудно изображена пища на картинах , скажу: думаю, что это сделано намеренно. Знаете, это как никакому актеру не переиграть собаку на сцене, так и изображение вкусной, обильной еды, рефлекторно отвлечет внимание зрителя от основного объекта на полотне, поэтому весьма разумно избегать этого. (Я не говорю здесь о натюрмортах, как и договорились в начале). При этом пища прекрасно работает как дополнительная деталь для раскрытия характера героя. Картина "Девочка с сосиками" кардинально будет отличаться от "Девочки с персиками", вы согласны, пусть даже девочка той же самой останется?
Думаю, что пищу на картинах всегда следует рассматривать как дополнительный штрих к портрету, и никогда как самостоятельный, самоценный объект. К тому же передвижников и более поздних художников интересовал человек как он есть, традиция приукрашать действительность была уже неактуальна, поэтому мы и встречаем в основном еду, которая сопутствовала людям каждый день. А положено было есть в России скромно, обильная пища -это признак праздника, своего рода- исключение.
Спасибо большое вам за вопрос и довольно точное наблюдение, я бы вам даже денежный приз выдала за интересный вопрос , если бы это было в клубе "Что, где, когда?".))))Весьма полезно бывает взглянуть на свою историю и культуру под необычным углом зрения. Кстати, в этом море комментариев, я так и не смогла уловить вашего личного мнения: вы-то как считаете, такое изображение еды на картинах русских художников с чем связано? Если вы уже отвечали на этот вопрос, то , если не сложно, киньте ссылку. Спасибо еще раз.
Re: а изображений алкоголя- по пальцам пересчитать
[info]tiger_bab
2010-02-19 12:34 pm (local) (ссылка) Отслеживать
Алкопотребление в русской живописи представлен никак не меньше, чем чаепитие - скорее наоборот!
"У трактира "Золотой бережок", "Пирушка", "Питейный дом", "В погребке", "В таверне"... - и это только навскидку картины одного художника!
сами-то русские художники многие были людьми сильно пьющими - почитайте биографии. создавали даже благотворительные фонды для помощи друг-другу.
просто картины на эту тематику не принято было помещать в хрестоматии и вывешивать в парадных залах музеев - вот они и менее известны.
а по теме поста - моё лично мнение таково: русский стол, в силу впервую очередь природно-климатических факторов, беднее стола европейского - вот такое отражение он и находит в живописи. и чего тут копья ломать - я не вижу. в этом нет ничего постыдного
Re: а изображений алкоголя- по пальцам пересчитать
[info]pistacchio
2010-02-19 01:14 pm (local) (ссылка) Отслеживать
Вот, прекрасно, что вы привели такой список изумительный : У трактира "Золотой бережок", "Пирушка", "Питейный дом", "В погребке", "В таверне". Наконец-то я смогу донести свою точку зрения. Видимо, просто коряво изъясняюсь. Все вами перечисленное- это тематические картины, тема которых, так или иначе, привязана к пьянству, алкоголю. А я же интересовалась тем, почему так мало на картинах упоминаний ( изображений) водочных и винных бутылок и т.п, просто как реплик быта, среды обитания. То, что штоф водки или бутылка наливки был практически непременным атрибутом жизни среднего русского человека очевидно следует из литературы того времени. Может просто на виду не хранили? Держали в специальном "шкапчике"? Соображение о внутренней и внешней цензуре я уже упоминала.
Вообще-то основания есть...
[info]19alexandra58
2010-02-20 07:34 pm (local) (ссылка) Отслеживать
Если правильно помню историю ООИ, Европа пережила несколько периодов чумного вымирания. По мнению некоторых (не спрашивайте про ссылку, не помню), основной толчок к развитию технологии консервирования всего подряд, и мяса в том числе, дали именно периоды (до века) относительного дефицита населения. В это время стол европейца самого разного достатка был существенно богаче, чем в периоды дочумные. Ну и, соответственно, появилась почва для развития культуры приготовления и потребления пищи. А если еще учесть что в итоге с чумой и оспой справилмсь, население выросло, то понятно почему изобилие съестного воспринималось как золотой век, достойный живописного воплощения.
Россия подобного "худа без добра" не пережила, да и условия для с\х производства похуже в среднем, так что более почетной воспринимается пища духовная.
Так что, не оспариваю исходного утверждения, даже вижу для него основания исторического характера.

(363 комментария) - ()


2-я страница из 2
<< [1] [2] >>


[ В начало | Новая запись | | | Войти/Выход | Поиск | Аккаунт | Карта сайта ]