pistacchio ([info]pistacchio) пишет в [info]kitchen_nax
@ 2010-04-28 20:47:00

Предыдущая запись  В избранное!  Share this!  Отслеживать  Пометить как материал для взрослых  Следующая запись

Метки данной записи: Авторитеты, Худ.литература

Сегодня день рождения Елены Молоховец.
Говорят, что в эмиграции ее книга была одной из самых любимых.

А вот кто устраивал воображемые пиры, вдохновившись ее творением? Речь идет о двух мальчиках, которых все хорошо знают. Их еще интересовала национальность кошки.

А вам чем дорога Елена Молоховец? У нее я усвоила- изысканно быстро не получается. При этом она не ментор, не учитель( как казалось бы), а очень подробный, строгий технолог, где-то пристрастный, разумеется.



(111 комментариев) - ()

Re: Тяжёлое детство, советские книжки
[info]stringing
2010-04-29 04:57 pm (local) (ссылка) Отслеживать
По-вашему выходит, что нельзя было эмигрировать ни до, ни после революции. )) Определитесь.

Из Российской империи эмигрировали миллионами нон-стоп. В начале 20 века - сотни тысяч покинули пределы по политическим, экономическим и религиозным мотивам.

Вы не могли привести более "удачного" примера. Блок умер не от голода. Достаточно вспомнить, что лечили его несколько известных профессоров, поддерживали друзья. Точный диагноз так и не установлен. "Поэт умирает, потому что дышать ему больше нечем: жизнь потеряла смысл". Он умер от смерти.

Именно смерти от смерти Молоховец не могла себе позволить. У неё было достаточно средств, ума и, опять-таки, связей, чтобы избежать банальной гибели от руки пролетариата. Многие детали её биографии очень красноречивы. Она часто играла на грани фола. И уж точно не страдала сентиментальной чувствительностью Блока.

А что, еврейские девушки не могли учиться в Смольном? Или вас отчество смущает? Так о её родителях известно ещё меньше, чем о её смерти. "Рано потеряла". Ннну.
Re: Тяжёлое детство, советские книжки
[info]pistacchio
2010-04-29 11:57 pm (local) (ссылка) Отслеживать
В Институт благородных девиц принимались девушки чиновников не ниже 8 ранга или же выходцы из столбового дворянства. Все родословные учащихся там тщательно проверялись Святейшим Синодом, и потомки евреев туда никогда НЕ пропускались. Однако были случаи, когда путем сокрытия или фальсификации сведений они все же попадали в имперские элитные учебные заведения.

К конце 19 – начале 20 века эти правила несколько смягчились и некоторые наиболее прогрессивные институты начали принимать девушек иудейского вероисповедания, но условия приёма были не равными. Могли поступать в Институты благородных девиц и дочери русских дворян, женатых на еврейках, а так же их дочери от первого брака.

Из автобиографической трилогии Бруштейн "Дорога уходит в даль..." можно узнать, как принимали девочек-евреек (девяти-десяти лет) в Виленский институт благородных девиц :

Православным, католичкам и магометанкам на вступительном экзамене задавали простейшие вопросы. Девочек " иудейского вероисповедания ", как говорила классная дама, или "жидовок", как говорила одна из абитуриенток, экзаменовали отдельно (их было всего семь), если бы их экзаменовали вместе, то конкурс был бы явно не в пользу "правоверных". Экзамен был чрезвычайно сложен: вместо простых и коротких рассказиков, предлагавшихся "правоверным", с инославных требовали знания отрывков, например из "Горя от ума". Так, Александра Яновская (сама будущая писательница) читала монолог Чацкого и объясняла, кто такой "французик из Бордо"; какие еще есть города во Франции; что такое "надсаживая грудь" и т. д. Кроме того, следовало выдержать экзамен по французскому языку. Все семь девочек отвечали несравненно лучше, чем их конкурентки, но приняты были лишь две. Надо думать, что для не поступивших это была душевная драма.

В начале 20 века в России насчитывался 31 Институт благородных девиц

(C)
Re: Тяжёлое детство, советские книжки
[info]markela
2010-05-02 11:15 am (local) (ссылка) Отслеживать
Почему нет? За большие деньги все было возможно, выкресты- слышали такой термин? За деньги можно было купить и титулы- баронство Ротшильдов это показывает наглядно, в России тоже все можно было уладить за деньги, вот например цитата из еврейской энциклопедии пр одного из Поляковых: Имел чин тайного советника; был возведен в потомственное дворянство. Так как ни одно из дворянских собраний России не соглашалось включить его в число своих членов, он лишь за крупную взятку был приписан к дворянам Области Войска Донского"
Поймите, я не против или за, я за то, как оно было, если в начале 20 века действительно можно было купить некоторые блага, то в николаевское время это было невозможно. И я не понимаю товарищей, которые фамилию Бурман считаю еврейской тольео потому что она не заканчивается на - ова. У меня самой фамилия неоднозначная и у меня из-за этого нередко бывали проблемы, скажем меня не переводили в институте с вечернего отделения на дневное, при этом не постеснявшись сказать, что у меня неподходящая фамилия
Re: Тяжёлое детство, советские книжки
[info]pistacchio
2010-04-30 07:37 am (local) (ссылка) Отслеживать
Да, вы правы.

К конце 19 – начале 20 века эти правила несколько смягчились и некоторые наиболее прогрессивные институты начали принимать девушек иудейского вероисповедания, но условия приёма были не равными. Могли поступать в Институты благородных девиц и дочери русских дворян, женатых на еврейках, а так же их дочери от первого брака.

Из автобиографической трилогии Бруштейн "Дорога уходит в даль..." можно узнать, как принимали девочек-евреек (девяти-десяти лет) в Виленский институт благородных девиц :

Православным, католичкам и магометанкам на вступительном экзамене задавали простейшие вопросы. Девочек " иудейского вероисповедания ", как говорила классная дама, или "жидовок", как говорила одна из абитуриенток, экзаменовали отдельно (их было всего семь), если бы их экзаменовали вместе, то конкурс был бы явно не в пользу "правоверных". Экзамен был чрезвычайно сложен: вместо простых и коротких рассказиков, предлагавшихся "правоверным", с инославных требовали знания отрывков, например из "Горя от ума". Так, Александра Яновская (сама будущая писательница) читала монолог Чацкого и объясняла, кто такой "французик из Бордо"; какие еще есть города во Франции; что такое "надсаживая грудь" и т. д. Кроме того, следовало выдержать экзамен по французскому языку. Все семь девочек отвечали несравненно лучше, чем их конкурентки, но приняты были лишь две. Надо думать, что для не поступивших это была душевная драма.

В начале 20 века в России насчитывался 31 Институт благородных девиц

Блажен кто верует
[info]angered_crab
2010-04-29 11:42 am (local) (ссылка) Отслеживать
Вы как попугай заладили "Даль, Даль", полистали или потыкали бы этого Даля.
У Даля- самая простая еда: хлеб или сухари, корки, покрошенные в воде с солью; хлебная окрошка на квасу, ино с луком, иногда крошево хлебное во щах. Стоит старец, крошит тюрю в ставец (светец или лучина)? Детская тюрка, белый хлеб в молоке, иногда с водою, с сахаром."
Луковница-тюря с луком.
Мура-тюря,тюрка.Крошенный хлеб в квасу.
ТЮБКА:ж. пск. тюпка. тюря, тюрка на квасу, окрошка.
„Поужинав в углу тюрьки, то есть хлебца с кваском, и приправляя трапезу свою отрывочным рассказом о том, какую он хорошую редьку видел сегодня на базаре, когда шел от должности, он перекрестился и стал как–то тревожно ощупываться, чувствуя, что отчаянный час для него настал.“( В.Даль Подкидыш)
"И то бывало, что и мы кашу едали, а ныне и тюря в честь.Часом с квасом, а порою с водою."
Это всё из Даля. Единыжды вспоминается молоко и то с прилагательным "детская" и в сочечтании с белым хлебом.Детская тюрька и тюря на мой взгляд понятия разные.
В других словарях.
У Ушакова - Примитивное кушанье - крошеный хлеб в квасе или в воде с солью.
У Ефремовой-Примитивное кушанье из крошеного в квас или в воду хлеба с солью.
У Брокгауза(тюрей не называет) -В посты, особенно в летнее время, почти главную пищу простого народа составляет Квас с зеленым луком и черным хлебом.
Ещё маленько классики.
"Мужики приготавливались обедать. Одни мылись, молодые ребята купались в реке, другие прилаживали место для отдыха, развязывали мешочки с хлебом и оттыкали кувшинчики с квасом. Старик накрошил в чашку хлеба, размял его стеблем ложки, налил воды из брусницы, еще разрезал хлеба и, посыпав солью, стал на восток молиться.
— Ну-ка, барин, моей тюрьки, — сказал он, присаживаясь на колени перед чашкой.
Тюрька была так вкусна, что Левин раздумал ехать домой обедать" (Л. Н. Толстой. Анна Каренина. Часть третья,глава5)
Вам бы на "Ъ" http://www.kommersant.ru/doc.aspx?DocsI D=1181351 сослаться ещё.
Про тюрю с кровью я Вам пример привёл,к тому что не надо выдумывать, что забыто и оболганно слово тюря. 90 лет в стране её за проволокой жрали, не единицы, а миллионы ибо тот кусочек хлеба в пайке, святое, его не отберути каждый мог себе позволить не спеша.
Так что , девушка Оля, не правы Вы к доябыванию к Фисташке, верно у неё написано что еда постная.
P.S.Дайте ссылку на Сырникова, где он пишет о том, что тюря на молоке.


[info]angered_crab
2010-04-30 10:59 am (local) (ссылка) Отслеживать
Модная тема, а у недоедавщих и тех кто слаще хера с солью не ел, есть ещё тема и обосрать. На сегодня книга –доступная и каждый сам вправе делать выводы.
Мне по-наследству достались 2 книги. Одна 17-го издания осталась, а другую, более затёртую в 77 году продал за 100 рублей дяде Васе, шефу из ресторана «Дома журналистов». Он меня после этого кормил с год еженедельно бесплатно. То есть в СССР мукалатурой эта книга не была.
Первой серьёзной публикацией о Молоховец была её биография, написанная голландским журналистом ЭХБЕРТ ХАРТМАН
«ЕЛЕНА ИВАНОВНА МОЛОХОВЕЦ»
http://magazines.russ.ru/zvezda/200 0/3/hartman.html
Журналист этот жив, ведёт в инете блог, желающие могут и написать ему. http://www.ruslandverafennabij.com/
http://nl.linkedin.com/pub/egbert-hartm an/12/707/393
Если на сайте нажать справа на «авто» то вылезет морда лица «Издателя».
В принципе эта биографии и лежит в основе дальнейших публикаций.
Своё отношение к автору и её творению периодически выдаёт творческая интеллигенция.
В стихах –Тарковский, Здесь с рецензией можно прочитать http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-1416 7/
В прозе- Татьяна Толстая «Не кысь»
http://bookz.ru/authors/tolstaa-tat _ana/f6526b21bec6313e/page-17-f6526b21be c6313e.html
Сайт ресторана. Таинственная Елена
http://molokhovets.ru/story/mysterious_ helen/
Последнее время появилось несколько публикаций, которые можно прочесть в сети, к примеру- "Феномен Молоховец"
http://www.vkusitsvet.ru/tovarisch-e st/istorii-ob-istorii/fenomen-moloxovec/
Блиц
[info]stringing
2010-04-30 10:31 pm (local) (ссылка) Отслеживать
Ооо! Какие гости! Ну, всё, вы попали. ))

Эхберт, если позволите:

1. Чем вы можете объяснить тот факт, что кроме вас никто (даже в России) серьёзно не исследовал биографию Молоховец? Занимались ли её биографией кто-нибудь из первой волны эмиграции?
2. Какие источники (хотя бы самые главные) были в вашем распоряжении?
3. Что известно о бабушке Молоховец? Она была по материнской линии?
4. Известны ли причины смерти родителей?
5. Какого вероисповедания была семья Елены?
6. Каковы причины смерти детей Елены? Ведь некоторые из них умирали в раннем возрасте.
7. Муж - этнический немец? Известно ли что-нибудь о его семье?
8. Каково было материальное положение четы Молоховец, социальный статус по тому времени?
9. Место захоронения Елены. Нет ли фото её могилы? Если вам удалось её увидеть, опишите, пожалуйста.
10. Потомки Молоховец. Где они, хранят ли семейные архивы? Работают ли с ними?
11. Как вы относитесь к мнению о том, что "Молоховец" на самом деле была проектом нескольких лиц, девушка была "разработана" для выполнения некоего социально-экономического заказа.
12. Продолжаете ли вы исследования в этом направлении?

Заранее благодарю за ответы хотя бы на некоторые из вопросов. ))

[info]angered_crab
2010-04-30 10:47 pm (local) (ссылка) Отслеживать
Где Вы были раньше, когда я в Schiphol "на вулкане сидел".
Во-первых спасибо, за написанную статью, до неё, кроме вымыслов о Молоховец, ни чего не было, да и последующие статьи о ней перефразировка Вашей статьи.
Про упомянутую цитату "Если вдруг...","суду всё ясно",такая существует... у российского писателя-фантаста Звягинцева Василия Дмитриевича. http://lib.guru.ua/ZWQGINCEW/valgalla.t xt Вихри Валгаллы(1997г.)"Накрывая стол, Новиков вновь процитировал любимую фразу из кулинарной книги Елены Молоховец: "Если к вам пришли гости..."
Что натолкнуло Вас написать статью о Молоховец?
Есть ли у Вас ещё какие-то публикации или материалы о Молоховец?
Почему Вы считаете о её забвении на старости лет? По- мне похоронили её , как полагается, с достоинством, кладбище и в те годы было не из дешёвых, если судить по окружению(Тургеньев, Менделев,Салтыков-Щедрин...)
из письма Эхберта
[info]stringing
2010-05-11 12:19 pm (local) (ссылка) Отслеживать
Эхберт ответил на некоторые из моих вопросов в личном письме. Вот отрывки, которые, надеюсь, будут вам интересны.

"I researched her life for a Dutch edition of “Podarok….” My possibilities were limited. I travelled to Piter twice for two weeks. I had a lot of help from the people working in the archives and libraries. (Zolotye lyudi). ... I did not have more time ... and I knew It was only for the introduction in the book."

"I have a few papka’s, hidden away here, with the results of my research."

"I went to the cemetery. Didn’t find anything there in the administration. Vse tam zapuscheno."

Кроме всего прочего, Эхберт пишет о своих изысканиях в архивах Питера.

Получив ответ от Эхберта, я написала небольшие письма в таможню города Архангельска и Архитектурное общество Курска с просьбой поделиться имеющейся у них информацией об отце Елены - Иване Бурман (архангелогородцы провели большую работу по истории своей таможни) и её муже (в Курске) - Франце Молоховец. Ответов пока не было, да и не будет, наверно, зная отношение российских контор к "письмам трудящихся".

(111 комментариев) - ()


[ В начало | Новая запись | | | Войти/Выход | Поиск | Аккаунт | Карта сайта ]