вокруг селедки
Норвежский Комитет по Вопросам Экспорта Рыбы (НКВЭР) работал последние несколько лет над закреплением в сознании россиян прямой ассоциативной связи между торговым наименованием "семга" и прилагательным "норвежская". Норвежцы преуспели в этом настолько, что словосочетание "норвежская семга" стало устойчивым - как бы ни доказывал Максим Сырников, что словосочетание "норвежская семга" неправомочно вовсе, поскольку семгой валидно называть исключительно Кольскую популяцию Salmo salar, благородного атлантического лосося.
Теперь НКВЭР поставил задачу выработки у нас такого же привыкания к словосочетанию "норвежская селедка" - и, судя по всему, скоро эта пара слов тоже будет восприниматься нами естественно и органично.
Тем более, что так оно и есть: большая часть потребляемой в РФ сельди - действительно норвежская.
В рамках этой программы НКВЭР запустил серию мастер классов по красивым отношениям хомо сапиенсов с норвежской же селедкой, попутно нам пытаются продемонстрировать, что сельдь - не только демократическая доступная и вкусная рыба, но также и деликатесная основа для ряда сложных блюд и закусок достаточно высокой кухни.
Первый такой мастер-класс прошел 15 октября в студии журнала «Афиша Еда».
Все это дело называлось "Новый год с норвежской сельдью" и там даже елочка стояла - упреждение наших марафонских разгулов на достаточно дальних еще рубежах.
Организаторы наприглашали кулинарных журналистов и блоггеров - так что я скакал там аж целым двузайцем - и мы сначали наблюдали подходы к спортивному снаряду "селедка" пяти поваров по очереди, а потом начали пожир дегустировать то, что наготовили мастера из обычной селедки "Матиас".
Сразу скажу, что для меня ценнее всех этих новых рецептов была атмосфера радостного празника.
кукурузный пудинг с кусочками сельди вместо изюма от Сержа Марковича и какие-то сложносочиненные штучки от Гжегожа Лапановски
Сборная шеф-поваров:
слева направо: Илья Лазерсон (Президент клуба шеф-поваров Петербурга, автор многочисленных кулинарных книг), Ян Эйрик Йонсен (Jan Eirik Johnsen, директор по маркетингу НКВЭР в России), Андрей Рыдзевский (выглядывает в кепке - бренд-шеф компании Electrolux Professional Food Service), Гжегож Лапановски(ПНР, ведущий польской ТВ-программы "Кухня ТВ") и Серж Маркович (экс-шеф-повар ресторана "Дикое море", автор большой кулинарной книги "Вкус моря", телеведущий ряда кулинарных программ). В кадр не попал Павел Заварзин (Клуб «Posh-Friends»).
Серж Маркович режет свой пудинг - он называется Сербска прою
Гжегож Лапановски и его штучки
Татлинская башня III Интернационала от Гжегожа Лапановски
крейсер Аврора от Ильи Лазерсона: кусочки селедки спрятаны в трубах, свернутых из цукини, дым сделан из перца и лука
Илья Лазерсон и школа го
Павел Заварзин делает селедочную клумбу из огурца
селедочная клумба от Павла Заварзина, в левом верхем углу - тестяное кольцо от Андрея Рыдзевского
Мне бы конечно все эти сложности и в голову не пришли.
Селедка ведь чего просит - кусочка черного хлеба, колечка лука да запотевшей рюмки водки. Причем зачастую хлеб - уже какое-то излишество.
А 2 ноября сходил в рамках все той же НКВЭРовской программы на мастер-класс "Селедка от Ильи Лазерсона".
Натягивая перчатки, Илья объяснил, что хочет сделать так, чтобы мы ощутили 4 базовых вкуса - соленый, сладкий, кислый, горький - одновременно, и что он постарается сделать их сочетание гармоничным.
Для этого он сбацал легкий травяной салатик, который сбрызнул оливковым маслом и миндальным ликером
Затем Илья извлек из холодильника сигару фуа-гра - сигару, потому что фуа-гра была завернута в нори - и порезал ее поперек на цилиндрики. Подробно это делается так: фуа-гра берется сыромороженой, размораживается, маринуется в коньяке и приличном портвейне (в данном случае - массандровский белый), далее заворачивается в рисовую бумагу и нори (нори - снаружи), потом варится 10 мин. на пару (Т=90С) и охлаждается 12 часов в х-ке. Вот эту-то охлажденную сигаро-сосиску Илья и порезал на столбики - и натыкал их вокруг горки салата.
На столбики-ножки Илья нахлобучил шляпки ломтиков малосольной сельди, а потом обогатил закусочку вытомленной в меду отварной свеклой
В итоге получилось так, причем трудолюбивый Илья соорудил по тарелочке для каждого из присутствующих
Скажу честно: у меня все это в гармоничную вкусовую картину не сложилось. Каждый из компонентов - салат, свекла, фуа-гра и селедка - показались мне вкуснее по отдельности... и вкуснее всего был честный кусок селедки. Поэтому я по-плебейски разобрал этот садик на составляющие - и разделался с ними по очереди.
Ну а потом нас еще ждал очень грамотный фуршетик: норвежский (видимо) хамон, норвежские (наверное) фрукты и норвежские (скорее всего) сыры с норвежским вином из Италии.